4 записи
Церкви и Храмы Иркутска
Богоявленский Собор
Входо-Иерусалимская церковь
Знаменский монастырь
Знаменский монастырь (также Монастырь во имя Знамения Божией Матери) — православный женский монастырь, расположенный в Правобережном округе города Иркутска у слияния рек Ангары и Ушаковки. Один из старейших монастырей Сибири. Монастырь основан в 1689 году на правом берегу Ангары. Первые постройки были деревянными, и к 1727 году срубленная в 1693 году Соборная Знаменская церковь пришла в ветхость. В 1762 году было отстроено каменное здание монастыря. Приделы и прочие объекты достраивались в течение нескольких лет. В ночь с 6 на 7 февраля 1920 года в непосредственной близости монастыря были расстреляны Верховный правитель России Александр Колчак и председатель Совета министров Виктор Пепеляев. С приходом в Иркутск Власти Советов, в распоряжении местной епархии остаётся только здание церкви, а монастырь закрывается. В религиозных помещениях размещают отделы Гидроавиаторов.
Знаменская церковь была возвращена епархии в 1945 году. В 1948-ом ей был возвращён и статус кафедрального собора. С 1991 года в Знаменской церкви вновь покоятся мощи святителя Иннокентия Кульчицкого, а 27 августа 1994 года в монастыре был возрождён обряд пострига монахинь.
Иркутская синагога
Иркутская соборная мечеть
Иркутская соборная мечеть — мусульманский храм Иркутска, духовный центр байкальского муфтията, традиционно объединявший татарско-башкирскую общину города и области. С 1990-х годов прихожанами мечети являются представители более 20 национальностей.
С 1939 по 1946 годы мечеть была закрыта. Здесь находились склады и овощехранилище. В этот же период был разобран минарет. Мечеть расположена на улице Карла Либкнехта, 86.
Казанская церковь
Казанская церковь (также Казанский храм, Богородице-Иркутская церковь, «Новый» Казанский собор) — православная церковь в городе Иркутске во имя Казанской иконы Божией Матери. Выполняет функции кафедрального собора Иркутской епархии. Расположена в предместье Рабочее Правобережного административного округа. Закладка здания церкви прошла 27 июля 1885 года в Ремесленной слободе. В 11 часов утра от Иркутского Казанского кафедрального собора пошёл крестный ход. Освящение совершил архиепископ Вениамин.
9 апреля 1892 года преосвященным епископом Макарием совершено освящение церкви. Правый придел во имя святого Николая Чудотворца освящён за ранней литургией кафедральным протоиереем. 4 февраля 1975 года решением Облисполкома за № 68 Казанская церковь была включена в объекты государственной охраны.
Крестовоздвиженская церковь
Князе-Владимирский монастырь (Литвинцевская церковь)
Князе-Владимирский монастырь — православный мужской монастырь в Иркутске. Расположен на Каштаковской горе предместья Рабочее в Правобережном округе города. Князе-Владимирский храм был основан в 1888 году в честь 900-летия крещения Руси князем Владимиром, на средства купца Василия Андреевича Литвинцева. В народе этот храм называли «белым» или «литвинцевским». Проект храма был составлен согласно желанию строителя (Василия Литвинцева) по проекту архитектора Владимира Кудельского. Обитель была открыта 28 июля 1903 года на территории Знаменского предместья города.
Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. в монастыре размещался госпиталь Красного креста. При монастыре была устроена мужская богадельня, церковно-учительская семинария и мужская школа. Открытие церковно-учительской школы состоялось в 1900 году. Обитель просуществовала до 1922 года, когда была упразднена. После закрытия на территории монастыря размещался кавалерийский полк НКВД, детский дом и лаборатория геологического управления. В конце 1990-х годов постройки монастыря переданы Иркутской епархии, и обитель была восстановлена.
Михаило-Архангельская церковь
Николо-Иннокентьевский храм
Римский католический костёл
Всем иркутянам и многочисленным гостям, посещающим Иркутск, хорошо знакомо это легкое, стрельчатое, словно стремительно взмывающее ввысь здание католического храма. Название исторического здания иркутского католического храма – церковь (костел) Успения Богородицы в Иркутске. Он расположен по той стороне центральной площади Иркутска (современный сквер Кирова, прежняя Тихвинская площадь), что является естественным продолжением ул. Сухэ-Батора (в прошлом – ул. Тихвинской). Именно так официально именовался иркутский католический храм.
Польское слово "костел", само по себе обозначает "польский католический храм". Волею исторических обстоятельств поляки преобладали в числе прихожан католического храма в Иркутске, но среди католиков были и представители других национальностей: литовцы, французы, итальянцы, определенная часть немцев и т. д. На том месте, где сейчас находится каменное здание костела, первоначально располагалось деревянное, сгоревшее во время большого иркутского пожара 1879 г. На основе временного договора между Иркутской областной филармонией и новым католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костела размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.
Спасо-Преображенская церковь
Спасская церковь
- православный храм в Иркутске, расположенный на территории утраченного Иркутского кремля в историческом центре города. Одно из первых каменных сооружений. Редчайший памятник монументального искусстваXVII—XIX вв. Первая деревянная Спасская церковь Иркутска до наших дней не сохранилась. Она была построена в 1672 году примерно в центре Иркутского кремля. Спасская церковь сгорела 3 августа 1706 года. Существующее каменное здание церкви было заложено в 1706 году. Основное здание построили к 1710-му, а колокольня и шпиль повились в конце 50-х—начале 60-х годов. Древнейшая часть храма имеет форму четверика. Спасская церковь — единственная в Сибири, на стенах которой имеется живопись, созданная в начале XIX века. Их уникальность заключалась и в том, что они присутствовали не только внутри, но и снаружи храма. В 70-х годах XX века внешние росписи были восстановлены, а внутренние были утрачены, так как не поддавались реконструкции.
На восточном фасаде храма размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения. Центральная раскрывает сюжет крещения Христа на реке Иордан, а правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к ликц святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий. На южной стене церкви находятся образы святых, которым была посвящена церковь и её приделы. Под самым карнизом четверика изображён Никола Мирликийский, а ниже — святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды — лик Спаса. В 1982 году храм был открыт для посетителей в качестве выставочного отделения Областного краеведческого музея. 2006 год для церкви стал богат на события: иркутяне отмечали её 300-летие, храм был передан Иркутской епархии, проведена очередная реконструкция.
Троицкая церковь (Свято-Троицкий храм)
Свято-Троицкий храм является наиболее ярким образцом "сибирского барокко" в Иркутске. Из общего ряда построек церковь отличается, своим необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживается связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим широкое распространение на территории Иркутской области в середине XVIII в. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с приделами и алтарем композиционно подчинена ядру. Художественное оформление наличников испытало на себе влияние древнерусской архитектуры (спаренные, перевязанные колонки), барокко (рисунок картушей), а также местных традиций устройства окон в многоступенчатых прямоугольных нишах: четко прорисованные карнизы с рядом профилированных сухариков, лопатки с вдавленными панно различных геометрических форм.
Одноэтажная трех-престольная Троицкая церковь была построена на месте деревянной. 19 июля 1763 года во время работ обвалился каменный свод церкви. Главный храм был завершен в 1778 году (церемония освещения состоялась 22 сентября).В 30-е годы XX в. церковь, была закрыта, позднее в ее здании располагался планетарий. В настоящее время по проекту Г.Г. Оранской и Б. А. Шутова храм отреставрирован, после реконструкции передан Иркутской епархии.
Церковь Ксении Петербургской
Харлампиевская церковь
Харлампиевская церковь построена на средства иркутского купца Б. Балашкина. Первоначальная композиция церкви складывалась из двух вертикальных объемов храма и колокольни. Трехсветный четверик храма возвышался над двухэтажной трапезной и алтарем и завершался малым световым восьмериком с барочной главкой. Ярусная колокольня - восьмерик на четверике завершалась куполом со стройным шпилем. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Вход в церковь первоначально осуществлялся через парадное крылечко. В 1860 г. это крыльцо заменено на двухэтажный притвор, выполненный в стиле поздний классицизм. Декоративное оформление фасадов представлено в позднебарочных формах. Над осями оконных проемов расположен рельефный орнамент. Рисунок его состоит из криволинейных элементов и складывается в силуэт, напоминающий восточные головные уборы. Другой характер имеет рисунок картушей первого этажа, он идентичен орнаменту тотьменских храмов (Входо-Иерусалимскому и Рождественскому). Орнамент представляет собой часть кладки стены (в отличие от рисованных или лепных картушей), выступает над ее поверхностью и обрамляется лекальным кирпичом. По поводу орнаментального мотива картушей и зашифрованной информации в них интересное предположение высказывает С. Зайцев: "Картуш является символом мореплавания и открытий... он перекочевал на стены храмов с мореходной карты". Их мы находим на севере России в городе Тотьме (церкви Рождества-Христова и Входо-Иерусалимская) и на Урале в Великом Устюге (Никольская и Преображенская церкви). Эти памятники барокко, созданные в 70 - 90-е гг. XVIII в., несомненно, явились образцом для подражания при строительстве храмов Иркутска.
Несколько десятков лет церковь стояла в руинах. В 2005 году начались реставрационные работы. Первый крест установили 14 октября 2005 г. Рассказывают, что после того, как подняли крест на купол, в небе появилась радуга.