11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Праздник 11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

11 сентября, в память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. После Крещения Господня Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, четвертовластником, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1—12) и Марка (Мк. 6, 14—29). У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). Но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но Ирод не мог нарушить неосторожной клятвы. Он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: "Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии, там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа, над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).

Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. Там они были поглощены разверзшейся землей. Через много лет после казни св. Иоанна Крестителя, когда земля, в которой покоился сосуд со святою главой Предтечи, перешла в собственность благочестивому вельможе Иннокентию, этот сосуд был обретен при строительстве церкви, Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим при этом чудесам и знамениям. Но перед своей кончиной, боясь как бы святыня не была поругана иноверцами, он снова скрыл ее в том же месте. Прошло много лет, церковь, построенная Иннокентием, пришла в запустение. В дни имп. Константина двум инокам, пришедшим на поклонение в Иерусалим, дважды явился св. Иоанн Креститель и указал место нахождения своей честной главы. Откопав святыню, иноки положили ее в мешок из верблюжьей шерсти и отправились домой, но по дороге встретили незнакомого горшечника, которому доверили нести драгоценную ношу. Тогда горшечнику явился сам Предтеча и велел бежать от нерадивых иноков вместе с ношей. В семье горшечника честная глава хранилась и передавалась из поколения в поколение в запечатанном сосуде, пока ею не завладел священник Евстафий, зараженный ересью арианства. Пользуясь чудодейственной силой, исходившей от главы, он совратил множество людей в ересь. Когда же его кощунство открылось, он бежал, закопав святыню в пещере близ Емессы, надеясь впоследствии снова забрать ее. Но Бог этого не допустил. В пещере поселились благочестивые иноки, и возник монастырь. В 452 г. архимандриту монастыря Маркеллу св. Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 24 февраля (9 марта). Около 850 г., когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой св. Иоанна Златоуста, глава св. Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин,— в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена и перенесена в придворную церковь; часть ее хранится на Афоне. Праздник третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи — 25 мая (7 июня).

 

Традиции и обычаи

В этот день не принято веселиться, устраивать празднества и застолья, потому что люди с печалью и грустью вспоминают всех, кто пострадал за правду. В христианской истории первым из таких людей стал Иоанн Креститель. Как особая дата Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечалось еще учениками Иоанна Крестителя. В Русской Церкви ко дню памяти пострадавшего за истину Предтечи Господня присоединяется также поминовение православных воинов, "за веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших". Особое поминовение погибших защитников Отечества в этот день установлено при Екатерине II в 1769 году, когда Россия вела войну с Турцией и Польшей. Этот день на Руси был прозван "Иван Постный". Почему - Постный? Иванов день - день поста, и поста строгого. Ничего скромногорусская деревня в этот день не ела: "Поститель Иван - пост внукам и нам", "Не соблюдешь Иван-пост - прищемят в аду хвост". Однако это не мешало устраивать в праздник веселые и сытные застолья: осень - пора благодатная, в лесу - грибы и ягоды, в реке - рыба, в огороде созрели овощи, амбары полны... "На Ивана Постного хоть и пост, а разносол". Грибная похлебка, овсяных кисель были обязательной принадлежностью праздничного стола. И, конечно, пироги - но ни в коем случае не круглые. Памятуя об отрубленной голове Иоанна, нельзя было употреблять в пищу ничего круглого - ни картофель, ни капусту, ни арбузы, ни лук. Приготовить еду нужно было заранее - нож 11 сентября в руки брать запрещалось. И топора брать нельзя, и заступа, и косы: они - острые, и напоминают о гибели Крестителя. Так что Иван Постный повсеместно был выходным днем. Этот день считался хорошим днем для предсказаний погоды и будущего по поведению птиц: если журавли летят от Тулы на Киев, вскоре наступят холода; лебеди летят - к снегу; сколько раз филин будет бухать, столько пудов хлеба будет намолочено... Именно с этого дня осень считалась на деревенской Руси вступившей в свои неотъемлемые права.


При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.