19 августа - Преображение Господне

 

Праздник 19 августа - Преображение Господне

Данный праздник был установлен в память о Преображении Христа, которое случилось перед учениками на горе Фавор.

 

Преображение Господне

Христос, еще задолго до страданий на кресте и смерти, начал подготавливать своих учеников к этим событиям. Делал он это для того, чтобы они могли верно воспринять и понять грядущее. Апостолы должны были уверовать в то, что Христос являлся не просто пророком, а истинным сыном Бога, который явился на землю и принял облик человека. Нужно сказать, что ученики уже знали эту правду, но и они верили в то, что ожидаемый Спаситель будет земным царем Израиля. А Христос не был царем, а был бедняком. Хотя они видели все чудеса, которые он творил и видели то, как относится к нему народ, но они были уверены, что Христос провозгласит себя царем Израиля. У них тогда еще не было мыслей о том, что он явился к людям, чтобы принести себя в жертву ради них. По словам преподобного Ефрема Сирина, Христу необходимо было объяснить им, что распят он будет по собственной воле, ради спасения человечества, а не из-за своего бессилия. Христос в сопровождении учеников отправился в пределы Галилеи. Он остановился возле самой высокой в тех местах горы, которая носила название Фавор. Христос взошел на нее для того, чтобы сотворить молитву. С собой он взял туда только троих своих ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна. Он молился на самой вершине горы, а чуть ниже молились апостолы. Предание гласит, что во время совершения молитвы апостолы как бы погрузились в сон и поэтому они не увидели самого начала Преображения. Ото сна они были пробуждены сиянием славы. Они заметили необычайный свет, который исходил от их учителя. Они увидели, что его лицо сияло неземным белым светом, а одежды также стали белого цвета и искрились как снег на солнце. Дух молитвы слился с Духом Божьим и наполнил светом душу Иисуса. Рядом с учителем апостолы увидели Моисея и Илию, которые явились на вершине горы в небесном сиянии. Они беседовали с Христом о последних днях его земной жизни и о том, что он собирался совершить искупительную жертву. Апостолы же в это время ощущали неизъяснимое блаженство, как будто они пребывали на небе. Так Христос явил им Свое Преображение, которое доказывало то, что был он сыном Божьим. Слова, подтверждающие это, они услышали от самого Господа. По свидетельству Евангелиста Матфея, их осенило светлое облако, и громкий голос Бога из него изрек, что Христос был его возлюбленным сыном. Все это было очень внезапным, поэтому апостолы очень испугались. Они упали на землю и лежали так, боясь поднять голову, пока Христос не подошел к ним. Он коснулся своих учеников и велел им встать и не бояться. Они приподняли головы и увидели, что на вершине горы уже не было никого, кроме Христа. Он попросил их никому не рассказывать об увиденном, до тех пор, пока не произойдет его воскрешение из мертвых. Они дали ему обещание и сдержали его. Можно сказать, что история этого праздника началась еще в раннехристианские времена. Одни из первых упоминаний о нем относятся к V веку. Причем, это дает указание на его более древнюю христианскую традицию. Этот праздник уже в VIII веке носил характер всеобщего на Востоке. До наших дней дошли сведения о том, что он местно отмечался в Палестине с 4 века. В это время императрица Елена на горе Фавор построила храм в честь Преображения. В странах Востока первые свидетельства об этом празднике относятся к 5 веку. На Западе этот праздник издревле торжественно совершался только в некоторых церквях некоторых стран, например, во Франции и в Испании.

В Католической вере его установил в 1456 году папа Каликст 3 в ознаменование победы христианского войска над турками. Святые Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский в VIII веке составили множество песнопений на этот праздник. И в настоящее время они широко используются в Православии. Сейчас непросто точно сказать, когда именно произошло Преображение Господне. Если исходить из евангельской хронологии, то можно узнать, что это событие произошло в феврале, незадолго до распятия Христа на кресте. Многих может удивить, что этот праздник отмечается церковью не в феврале, а в августе. Дело в том, что, если бы его отмечали в феврале, то он приходился бы как раз на время Великого Поста. А это было бы невозможно, т.к. не соответствовало бы строгой и печальной атмосфере поста и покаяния. Пост как бы призван символизировать собой сегодняшнюю жизнь с большим количеством бед в ней. А этот праздник символизирует собой будущий век. Отмечается он именно 19 числа, т.к. 27 сентября православная церковь отмечает Воздвижение Креста Господня. В это время принято снова вспоминать о страданиях Христа. Поскольку Преображение было за сорок дней до распятия Христа, то было решено отсчитать назад сорок дней от праздника Воздвижения Креста. Поэтому и была выбрана такая дата. Нужно отметить, что в Православном календаре данный праздник приходится на Успенский пост. До этого праздника в храмах происходит освящение винограда и яблок. До 19 августа следует строго воздерживаться от употребления этих плодов в пищу. Не следовало есть не только яблоки, но и все огородные овощи. Исключение составляли только огурцы. Освящение плодов в день этого праздника приобрело в христианстве особое символическое значение. Человек и мир как бы обретают новое, преображенное и благодатное состояние. В тех странах, в которых не растет виноград (к ним относится и наша страна), установился обычай освящать яблоки вместо винограда. Поэтому в народе этот праздник обычно называют Яблочный Спас, т.к. его справляют в то время, когда у нас поспевают яблоки. На Руси в этот день яблоки и другие плоды раздавались нищим и больным людям. По церковному Уставу в этот праздник в пищу разрешена рыба. По понедельникам, средам и пятницам с этого дня люди обязательно должны включать в свой рацион плоды нового урожая. Символичным цветом этого праздника является белый. Он призван символизировать собой свет, который увидели на горе ученики Христа.

 

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.