МЕНЮ
Город: Иркутск

1 июля 2013 года - Начало Петрова поста. Петровский пост

 

Праздник 1 июля 2013 года - Начало Петрова поста

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: "После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти". Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. 29 июня (по новому стилю - 12 июля) свершилось освящение константинопольского храма, и именно с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой. Этот летний пост, который мы часто называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве (в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте - 2 Кор. II) готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Апостолы Христовы всегда приготовляли себя к службе постом и молитвой - они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 3). По словам святителя Иоанна Златоуста "пост с верою много придает крепости; ибо научает великому любомудрию, человека соделывает Ангелом, да еще укрепляет против сил бестелесных... тот, кто молится, как должно, и притом постится, немногого требует; а кто требует немногого, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный дух свой. Поэтому-то апостолы всегда почти постились"

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа,- пишет св. Лев Великий.- За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой, и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований, ...нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть. По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай - после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа, проходить поприще поста. Этот обычай необходимо, усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и, более чем когда-либо, быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. Петров пост всегда начинается с понедельника, через неделю после Троицы, поэтому каждый год дата его начала разная. Зато завершается пост всегда 12-го июля, в день памяти апостолов Петра и Павла. Начиная с Петра и Павла, день убывает на 1 час, в народе по этому поводу говорили «Пётр и Павел час убавил». Петров пост совершается в память апостольского служения. Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые по принятии даров Святого Духа, постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и таким же образом приготовляли и преемников своих на то же служение.

Петровский пост — это не только память о прошлых гонениях от внешних врагов. Главным врагом, как гласит Евангелие, является не тот, кто убивает тело, а тот, который коренится внутри души. Как часто вновь крещеные люди забывали о любви к Богу и ближнему и возвращались к прежним грехам. Пост напоминает о такой опасности. Он не оставляет места легкомысленной восторженности, а настраивает на великий труд. Голод, отказ от пищи сами по себе не являются для христианина благом. Потребность в пище естественна для человека. Для человека, для его нравственности важна воля. Лишь человек с сильной волей может побороть в себе тернии зла, пренебречь собственными эгоистическими желаниями ради служения Богу и ближнему. Воспитанию воли и служит пост. В пост человек учится подчинять свои телесные потребности духу. Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 12 июля (29 июня по ст. стилю), если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу (в 2001 году пост длится с 11 июня по 11 июля). Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день. В честь таких святых во время богослужения совершается великое славословие. К ним относятся, например, преподобный Кирилл, игумен Белозерский (22 июня); святитель Иона, митрополит Московский (28 июня); апостол Иуда, брат Господень (2 июля). То же самое справедливо и для празднования Владимирской иконы Божией Матери (6 июля).

 

Что можно есть в Петров пост (Петровский пост)

Во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы. В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

В честь праздников во время поста на Руси было принято готовить особые пироги - рыбники. Их особенность заключалась в том, что выпотрошенная и вычищенная рыба запекается целиком. Пироги делали открытыми, чтобы рыба была видна, что очень украшало выпечку. Самым же используемым продуктом Петрова поста была и остается разнообразная зелень и блюда из нее. Это и зеленые постные щи, и холодные постные окрошки или ботвиньи, да и любое постное блюдо становится с зеленью аппетитнее и вкуснее.

В Петров пост наиболее используемым продуктом является все-таки зелень. В жаркие дни приятно похлебать зеленые постные щи, холодную постную окрошку или ботвинью, а зелень приправ прекрасно разнообразит постную пищу.

 

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.

Яндекс.Метрика