29 апреля - Международный день танца

 

Праздник 29 апреля - Международный день танца.

 

29 апреля отмечается международный день танца. Праздник служителей и поклонников Терпсихоры отмечается с 1982 года по решению ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новерра, реформатора и теоретика искусства танца, который вошел в историю как «отец современного балета».

 

История танца. Жан-Жор Новерр: биография

29 апреля 1727 года в Париже родился Жан-Жор Новерр (Noverre, Jean-George) - французский артист, балетмейстер, теоретик и реформатор балета. Он был учеником балетмейстера Луи Дюпре, дебютировал в качестве танцовщика в 1743. Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) как танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере, объединённый единым действием или настроением. Затем во Франции расцветает придворный балет - пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры - комедия-балет, опера-балет, для которых специально пишется музыка, делаются попытки её драматизировать. Во времена Новерра балет входил в состав оперы – хореограф пришел к мысли о создании независимого танцевального спектакля с серьезной тематикой, развивающимся действием и действенными характеристиками. В своем манифесте нового искусства Новерр писал: «Театр не терпит ничего лишнего; поэтому необходимо изгонять со сцены решительно все, что может ослабить интерес, и выпускать на нее ровно столько персонажей, сколько требуется для исполнения данной драмы». Новерр был решительно против чаконы – сценического танца, использовавшегося в старинных операх и балетах: «Композиторы, в большинстве своем, все еще, повторяю, держатся старинных традиций Оперы. Главным выразительным средством балетов Новерра стала пантомима. До половины XVIII в. актеры балета-пантомимы выходили на сцену в масках. В это время сцены пения постепенно заменяются жестами мимов. Новерр впервые ввел пантомиму в своем балете "Medеe et Jason". У Новерра мимика была подчинена танцам, которые, по его мнению, должны заключать в себе драматическую мысль. Мимические сцены доныне составляют особенность итальянских балетов, в которых всегда имеются особые мимы. Для старинной пантомимы Новерр брал весьма сложные сюжеты; напр. сюжет "Семирамиды" Вольтера. Подобного рода пантомимы имели до 5 актов. Разработанные Новерром принципы героического балета и балета-трагедии, воплощаемых средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника, были впервые высказаны в работе 1759 года «Письма о танце и балетах». В России этот труд вышел в 4 томах в Петербурге в 1803–1804. Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх. К штудгартским премьерам (с 1762) музыку писал композитор Ж.-Ж.Родольф, в Вене (1767–1776) сотрудниками хореографа были композиторы К.В.Глюк, Й.Старцер, Ф.Аспельмайер. В 1776–1781 Новерр возглавлял балетную труппу Парижской оперы (тогда Королевской Академии музыки), но встретил сопротивление со стороны консервативной труппы и завсегдатаев театра; в 1780–1790-х годах работал преимущественно в Лондоне, возглавляя балетную труппу в театре "Друри-Лейн". Наиболее значительные постановки Новерра – Медея и Язон (музыка Родольфа, 1763), Адель де Понтье (музыка Старцера, 1773), Апеллес и Кампаспа (музыка Аспельмайера, 1774), Горации и Куриации (по пьесе П.Корнеля, музыка Старцера, 1775), Ифигения в Авлиде (музыка Э.Миллера, 1793). Основываясь на эстетике французских просветителей – Вольтера, Дидро, Руссо - он создал спектакли, содержание которых раскрывается в драматически выразительных пластических образах.

Умер Новерр в Сен Жермен-ан-Ле 19 октября 1810. Реформы создателя действенного балета (ballet d'action) оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета. Главные идеи Новерра – взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц - не потеряли значения и в наши дни. Новерра называют «отцом современного балета». День его рождения по решению ЮНЕСКО с 1982 года объявлен Международным днем танца.

29 апреля, начиная с 1992 года, в Москве происходит награждение призом, который по праву считается балетным «Оскаром» - это «Бенуа де ля данс». Приз «Бенуа де ля данс» был учрежден в 1991 году в Москве Международным союзом деятелей хореографии. И в том же году был принят под патронат ЮНЕСКО. Церемония вручения приза проходила не только в Москве, но и в Париже, Варшаве, Берлине, Штутгарде. «Балетный Бенуа» ежегодно присуждается за наиболее талантливые работы в области хореографии. Приз представляет собой статуэтку – стилизованная танцующая пара – работы скульптора Игоря Устинова, потомка рода Бенуа (отсюда – и название приза). Среди обладателей самой престижной премии в области танца – знаменитые артисты и балетмейстеры. Победителей года определяет международное жюри. «Бенуа де ля Данс» перестал быть достоянием только России, приобретя мировую известность и статус фестиваля.

 

История развития танцев в России

Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания. Первые бальные или светские танцы возникают в XII веке, в эпоху средневекового Ренессанса - расцвета рыцарской культуры. До наших дней сохранились лишь названия этих танцев. Большую роль в развитии бальной хореографии того времени сыграл танец бранль, который возник во Франции. Танцы с покачиваниями и притопами назывались простыми бранлями; танцы с подскоками и прыжками - весёлыми; танцы, изображающие трудовые процессы, подражательные - бранли бочаров, башмачников, конюхов и т.д. Знатные вельможи водили своеобразные хороводы, где требовались важная поступь, величественная осанка, умение исполнять приветствия, поклоны и реверансы.

В 1661 году по указу Людовика XIV в Париже была открыта "Академия танца", где проверялись знания танцмейстеров, выдавались дипломы, устраивались балы и вечера, а главное, совершенствовались народные танцы. Пётр Первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. В 1718 году он издает указ об ассамблеях, которые положили начало публичным балам в России. Было даже создано специальное руководство "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению", в котором говорилось об этикете на ассамблеях и в быту. Петр ввёл преподавание бальных танцев как обязательный предмет в казённых учебных заведениях, тем самым подчеркнув государственное значение подобного начинания. XIX век связывают с массовыми бальными танцами, всё больше входят в моду балы и маскарады. Широкое распространение танцев привело к организации специальных танцевальных классов, где учителя - профессионалы обучали бальному танцу не только знать, но и городское население.

29 апреля весь танцующий мир отмечает свой профессиональный праздник "Международный день танца" - театры оперы и балета, современные танцевальные труппы, ансамбли современного бального и народного танца и другие, как профессиональные, так и самодеятельные артисты.

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.