17 июля - День рождения морской авиации ВМФ России

 

Праздник День рождения морской авиации ВМФ России ежегодно отмечается 17 июля.

История праздника День рождения морской авиации ВМФ России

Именно в этот день в 1916 году русские летчики над Балтийским морем победили противника в воздушном бою. Многие считают, что этим и было положено начало истории российской морской авиации. Однако еще раньше произошло важное событие, которое внесло большой вклад в формирование российской морской авиации. Таким событием стал первый полет на аэроплане в условиях нашего флота. Оно произошло 16 сентября 1910 года в Севастополе. Пилотировал этот аэроплан над городом лейтенант Станислав Дорожинский.

 

История морской авиации. Первый авианосец. Российская ВМФ

Первые российские авианосные корабли были оборудованы и начали применяться в период 1910 – 1915 гг. В нашей стране до 1917 года было 16 авиационных заводов и мастерских. Многие знаменитые российские инженеры и конструкторы занимались разработкой летательных аппаратов. Нужно сказать, что именно из среды морских авиаторов вышли первые Герои СССР, а также и первый космонавт в мире. Нужно отметить, что в российском флоте идея создания первого авианосца зародилась гораздо раньше, чем в других флотах мира. С такой инициативой первым выступил корабельный инженер капитан Л.М. Мациевич, который впоследствии стал известным русским летчиком. А российский ВМФ был заложен на Азовском море. В 1695 году русская армия совершила поход к турецкой крепости Азов и осадила ее. Но успеха эта операция не принесла. Русским войскам тогда не удалась полная блокада Азова, т.к. у них еще не было своего морского флота. Боярская дума 30 октября 1696 года издала постановление о том, что следует в нашей стране незамедлительно начать строительство судов. Самые первые суда и корабли были построены уже зимой 1695—1696 годов. Первые авиационные подразделения, которые действовали совместно с флотом, в России были сформированы в 1912—14 гг. Уже во времена Первой мировой войны применялись подразделения гидросамолётов, которые базировались на транспорты. Они успешно вели воздушную разведку, а также использовались для бомбардировки и обстрела. В 1918 году в стране появились регулярные части морской авиации. Они участвовали в Гражданской войне. Но в те времена в составе морской авиации имелось только 76 гидросамолётов, которые были достаточно сильно устаревшими. Можно сказать, что морская авиация того периода времени была малочисленной и технически несовершенной. Во второй половине 1920-х годов в СССР был увеличен ее боевой состав. Советская армия обзавелась новыми гидросамолётами — разведчики, бомбардировщики, истребители. Особенно сильно возросло значение морской авиации к 1938—40 годам. С тех самых пор ее стали считать одной из главных составных частей ВМФ. В довоенные годы морская авиация не только охраняла рубежи нашей страны, но и успешно участвовала в проведении и спасении полярных экспедиций. Во времена становления морской авиации основной техникой являлись гидросамолеты. Да, и они не производились в России, а закупались заграницей. В настоящее время основу морской авиации составляют самые современные истребители и вертолеты. Управлять этой сложнейшей техникой могут только настоящие специалисты.

 

Морская авиация в годы Великой Отечественной войны

Очень большую роль сыграла морская авиация в годы Великой Отечественной войны. Тогда она первой нанесла очень весомый бомбовый удар по Берлину – вражеской столице. Враг был поражен в самое сердце. Это было настолько удивительно, что наших бомбардировщиков практически никто не атаковал. Именно морская авиация являлась самой большой угрозой для фашистов в морском бою. Морские летчики за годы этой войны совершили более 35 тысяч боевых вылетов. Они сумели уничтожить более 5500 самолетов противника. К этому времени наша морская авиация резко выросла в количестве, очень важно, что существенно улучшилось и ее качество. Это привело к повышению ее боевых возможностей при решении задач. В составе действующих флотов она насчитывала 1445 самолётов. Исключение составлял только Тихоокеанский флот. Она позволяла наносить врагу существенные потери в корабельном и судовом составе. Они более чем в два раза превышали те потери, которые нанесли все остальные силы ВМФ. Авиация ВМФ продолжала совершенствоваться в послевоенный период. На ее вооружение поступили современные реактивные самолёты. Собственной авиацией располагают в настоящее время все 4 флота России.

 

Роль морской авиации

Нужно сказать, что роль авиации российского флота с тех далеких времен не снизилась, а, наоборот, только еще больше возросла. Сейчас на ее вооружении находится очень сложная современная техника. Управлением и обслуживанием техники занимаются профессионалы самого высокого класса. Морская авиация в настоящее время является одним из основных и самых манёвренных родов сил ВМФ. Ее главным предназначением можно назвать решение различных боевых задач на просторах морей и океанов. Она может действовать самостоятельно или взаимодействовать с другими родами войск. Иногда морская авиация может даже привлекаться с целью содействия сухопутным войскам. Без участия авиации в настоящее время наш флот, в случае военных действий, не был бы способен максимально эффективно решать многие важные боевые задачи. Условно современную морскую авиацию принято делить на корабельную авиацию и авиацию берегового базирования. Современная морская авиация отличается универсальностью, манёвренностью и мобильностью.

 

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.