МЕНЮ
Город: Иркутск

26 мая - День российского предпринимательства

 

Праздник 26 мая - День российского предпринимательства

При новом политическом устройстве общества предпринимательская деятельность стала основой развития страны. В связи с этим, 18 октября 2007 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ № 1381 (Д) «О Дне российского предпринимательства». Сегодня День российского предпринимательства празднуют по всей стране. В рамках празднования дня предпринимателя во всех городах России проводятся форумы, выставки и круглые столы, посвященные проблемам малого и среднего бизнеса, развитию предпринимательства в целом. Проведение праздника День российского предпринимательства является естественным следствием экономических перемен в российской экономике в последние десятилетия. В условиях становления экономики и постоянных финансовых кризисов стать успешным предпринимателем и "удержаться на плаву" не так то просто.

 

История предпринимательства в России: начало развития

Мировой опыт подтверждает - предпринимательство важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурсного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитии крупных и даже гигантский предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации всей экономической реформы в целом. Предпринимательство во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка и формирует социальный слой общества. Развитие предпринимательства началось, по существу, с появления Закона о кооперации (1987 г.), который создал правовую основу для легальной трудовой деятельности в негосударственном секторе экономики и возникновения частных малых предприятий. Однако, понадобилось еще около пяти лет, чтобы сложилась сколько-нибудь массовая база предпринимательства. Сегодня предпринимательство в России, несмотря на провозглашенный ее политическим руководством и поддерживаемый большинством активного населения курс на рыночную экономику, развивается замедленно и противоречиво.  На ранних стадиях развития рыночных отношений предпринимательство нуждалось в серьезной государственной поддержке. Содействие ему должны оказывать как государственные органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства, торгово-промышленные палаты).

Для этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную политику в отношении малого бизнеса. Данная проблема может быть решена на основе разработанной системы специальных программ, предусматривающих поддержку предпринимательства на региональном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с четким выделением целей, задач и приоритетов каждого уровня. Государственную поддержку необходимо направлять не на административно - директивное регулирование, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки. Опыт мирового развития показывает, что в условиях экономического кризиса, политика, ориентированная на оказание помощи и содействие развитию предпринимательства, дает ощутимых результаты в достижении сбалансированного экономического роста. Поддержка предпринимательства является в первую очередь задачей регионов и городов. Получив большую самостоятельность, регионы вышли из-под опеки центральных органов, потому задачи социального, экономического и экологического развития территории в условиях формирующегося рынка полностью легли на администрацию региона и города.

 

Принципы и этапы развития предпринимательства в России

Началом развития предпринимательства в нашей стране является 1985 г., когда вышел Закон об индивидуальной трудовой деятельности. С признанием индивидуальной трудовой деятельности, личная собственность, не используемая ранее в интересах общества, приобрела производственный характер и составляла определенную долю в производстве ряда товаров и услуг. В общем объеме бытовых услуг около половины всех работ по ремонту квартир, автомобилей и сложной бытовой техники выполнялись людьми, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью. Прообразом малых предприятий у нас стали кооперативы. Кооперативы приняли различные виды деятельности. К 1991 г. кооперативы охватили 20 видов производства и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, организации досуга, транспортные услуги. Кооперативный сектор существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе. Более 80 % кооперативов было создано при государственных предприятиях, у которых они арендовали 58 % основных фондов, только 36 % фондов составляли собственность кооператива. Развитие кооперативного движения проходило сложно. Часть кооперативов, по существу, превратилась в частнопредпринимательские предприятия. Таким образом, период с 1985 г. по 1987 г. можно обозначить как первый этап в истории развития отечественного предпринимательства. Для этого периода характерны деятельность центров научно-технического творчества, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер.

Сфера деятельности малого предпринимательства расширяется на втором этапе (1987 – 1988 г.), когда оно развивалось, в основном, в виде кооперативов. Количество людей, принимавших в нем участие, увеличилось, четко выделилось молодое поколение предпринимателей. В этот же период материальное обеспечение кооперативов ухудшилось. Возникли проблемы по поводу отвода земель под строительство, отсутствовали свободные ресурсы, не получила развития рыночная оптовая торговля и т.п. Все это вынудило предпринимателей заняться деятельностью, которая требовала крупных материальных затрат. Позднее многие профильные кооперативы оказались наиболее конкурентно способными, и некоторые из них стали крупными предпринимательскими структурами. На их базе были созданы союзы, акционерные общества, совместные предприятия. Кооперативы начали выполнять важную функцию, создавая основы развития отраслей по производству товаров народного потребления и услуг. Однако, реализация этой продукции сдерживалась тем, что были запрещены многие формы их деятельности и ограничен доступ к сырью, оборудованию, материалам. Третьим этапом можно условно назвать 1989 – 1990 г. Для него характерно принятие законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий.

Для четвертого этапа (1991 – 1992 г.г.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. 1992 г. – год шоковой терапии – характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий и численности занятых в них. В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т.п.), укрепление финансовых институтов. Осуществленная тогда либерализация цен, налоговый прессинг, рост инфляции, обесценение сбережений населения, увеличение процентных ставок банковского кредита привели к застою инвестиционной деятельности, в следствии чего малые предприятия стали заниматься чисто посреднической деятельностью. Процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 г., фактически прекратился. По данным Лиги кооперативов и предпринимателей Российской Федерации за 1992 г. в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере. К пятому этапу развития малого предпринимательства в России можно отнести 1993 – 1994 г.г. – период широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательской деятельности. Появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестированию деятельности, к развитию предпринимательства. В 1993 г. были сделаны самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства как особого сектора экономики России, т.к. не существовало хозяйственного механизма поддержки и государственной программы развития малых предприятий. 11.05.1993 г. вышло постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации».

 

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.

Яндекс.Метрика