25 мая - День филолога

 

Праздник 25 мая - День филолога

День филолога отмечают в России, как и в ряде других стран ежегодно 25 мая. Люди, посвятившие свою жизнь филологии, работают над изучением истории и культуры страны. Этот профессиональный праздник адресован людям, имеющим культурный и духовный склад ума. Сама наука филология отвечает тем областям науки, где исследуются письменные тексты, делается их анализ их содержания и стиля, который является частичкой истории и сущности духовной культуры общества, к которому он принадлежит. Современные филологи работают в области истории и литературы, вносят большой вклад в сферу образования и исследований исторических ценностей. Благодаря этой значительной и значимой для страны и общества деятельности многие страны отмечают профессиональный праздник филолога, призванный таким образом почитать труд этих людей, выразив им почтение и уважение. Днем филолога считается 25 мая. Из года в год он отмечается выпускниками филологических факультетов, преподавателями профильных вузов, школьными учителями русского языка и литературы и всеми любителями словесности.

 

Филология как наука. Развитие филологии

Филология - область знания, изучающая письменные тексты и на основе их содержательного, языкового и стилистического анализа — историю и сущность духовной культуры данного общества. Филология возникла в Древней Индии и Греции. В 17-18 вв. сложилась как наука, изучающая древнюю культуру (язык, литературу, историю, философию, искусство в их взаимосвязанности). С дифференциацией отдельных наук содержание понятия филологии изменялось: филологию стали понимать как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология (греческое philologia — «любовь к знанию») — система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых. Поскольку важнейшим и первым в совокупности этих знаний является понимание языка, на котором написан памятник, филология теснейшим образом связана с языковедением. Следует, однако, отметить, что филология в своем подходе к засвидетельствованному в памятниках тексту существенно отличается от языковедения; в то время как языковед исследует все изменения, происшедшие в языке, как показатели его исторического движения, филолог исходит от некоторой нормы — от совершенного состояния текста, которое он и стремится восстановить сложной обработкой сохранившихся, более или менее «исказивших» этот текст, памятников (критика текста, recensio и emendatio — основная часть всякой филологической работы); от нормы же — предполагаемого единого точного понимания текста — исходит филолог и во второй основной своей работе — в толковании текста (интерпретация, герменевтика). Это нормативное антиисторическое понимание языка легко объясняется из прикладного по существу характера филологии. Действительно, филологическая работа проводится всюду, где возникает потребность в точном понимании памятников на малодоступных языках; так, в античном мире в эллинистический период развертывается комментаторская работа филологов вокруг текстов Гомера и трагиков; в древней Индии филологическая работа возникает из потребности точного понимания вед; у средневековых арабов и евреев она развивается в связи с толкованием корана и библии. Впрочем, во всех этих случаях мы в праве скорее говорить об истоках филологии как науки. Расширив таким образом почти до бесконечности область своего изучения, филология XVI—XVIII вв. благодаря недиференцированности в этот период большей части общественных наук выступает как комплекс всех исторических дисциплин, включая элементы и истории, и этнографии, и археологии, и языковедения, и истории литературы — как лишенный единства системы и метода «агрегат знаний» (по выражению Гегеля).

Развитие перечисленных исторических дисциплин в самостоятельные науки, в особенности возникновение в начале XIX в. сравнительно-исторического языковедения, естественно должно было привести к сужению и четкому ограничению области филологических разысканий; правда, на протяжении XVIII и XIX вв. идет спор об объеме и методах самой филологии (в XVIII в. — между школой Германна (Gottfried Hermann, 1772—1848), сводившего филологию к критике текста, и «реальным направлением», претендовавшим на энциклопедизм и представленным трудами Вольфа, а позднее — Бёка (August Böckh, 1785—1867)); но все же филология постепенно уступает место собственно лингвистическим изысканиям — сперва в области новых европейских языков, а позднее и в области языков восточных и классических. В середине и конце XIX в. термин филологии применяется к тем областям знания, где необходим комплексный метод работы в силу специфического характера самих памятников (исследование древних и средневековых реалий, мифов, литератур и языков). Так применяется этот термин и в советской науке; отметая как ненаучные все притязания филологии стать основополагающей для исторических наук дисциплиной, вскрывая сугубо субъективный и идеалистический характер, якобы, «специфического» метода филологии — герменевтики, советская наука продолжает критически использовать подлинные достижения филологической техники — текстологию, анализируя и интерпретируя огромный материал собранных филологией фактов на базе специальных дисциплин, работающих диалектико-материалистическим методом. Напротив, на Западе в XX в. и особенно сильно в послевоенный период распад буржуазного научного миросозерцания знаменуется рядом попыток возродить энциклопедизм филологии, утвердить филологию как основополагающую для исторических наук дисциплину, отстоять и расширить область применения идеалистической герменевтики (ср. возрождение идей Шлейермахера у Дильтея (Wilhelm Dilthey, 1833—1911) и его школы, построения Зиммеля (Georg Simmel, 1858—1918) и др.).

 

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.