МЕНЮ
Город: Иркутск

8 сентября 2013 года - День танкиста

 

Праздник 8 сентября 2013 года - День танкиста

8 сентября 2013 года, в ознаменование больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооруженных сил страны бронетанковой техникой, отмечается праздник - День танкиста. День танкиста отмечается во второе воскресенье сентября. После второй мировой войны, в конце 40-х годов XX века, правительством был издан указ о праздновании 11 сентября Дня танкистов. В годы Великой Отечественной Войны, в 1944 году, именно 11 сентября, танковые войска, являющие собой большую огневую мощь и ударную силу, сделали прорыв в обороне противника и остановили его наступление. День танкиста с тех самых пор являлся одним из наиболее почитаемых праздничных дней в войсках. Некоторое время (в период с 40-х по 50-е годы) в крупных городах День танкистов даже отмечался торжественным продвижением танковых колонн по городу и салютом.

 

Танковые войска до и в годы Великой Отечественной Войны

Несмотря на огромные экономические трудности гражданской войны, наша страна изыскала возможности, чтобы строить броневики, бронепоезда, а затем и танки. Свое начало отечественное танкостроение берет с 1920 г., когда сормовские рабочие построили первый советский танк, названный "Борец за свободу тов. Ленин". Уже перед Великой Отечественной войной советские конструкторы, инженеры, рабочие дали армии замечательные образцы танковой техники; ее развитие и совершенствование не прекращалось и в течение войны. Войска оснащались грозными боевыми машинами, во многом превосходившими по своим тактическим и техническим характеристикам танки противника. В сражении с врагом не было не одной значительной операции, в которой бы не участвовали советские танкисты, проявившие массовый героизм в борьбе за свободу Родины. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, танковые части Красной Армии оснащались первоклассной по тем временам бронетанковой техникой, созданной советскими конструкторскими коллективами на основе лучших английских и американских образцов. Из них следует прежде всего отметить танки семейства БТ. При создании первого танка этого семейства БТ-2 за основу была взята одна из лучших разработок американского конструктора Кристи, названная конструктором «модель 1940 года». Обладая исключительными скоростными данными и хорошей проходимостью, этот танк, а также последовавшие за ним модификации БТ-5 и БТ-7, вскоре стал основной машиной танковых частей Красной Армии. Серийное производство танков БТ осуществлялось на Харьковском паровозостроительном заводе им. Коминтерна с 1932 по 1940 г. За эти годы было выпущено около 8 тыс. танков БТ. Конструкторское бюро завода разработало 50 различных модификаций танка, из которых серийно выпускалось 12. Другой основной танк Красной Армии — Т-26 — был разработан на базе шеститонного танка английской фирмы Виккерс. Первоначально этот танк имел две пулеметные башни подобно его английскому аналогу. Затем обе башни были заменены одной, со спаренной установкой 37-мм пушки и 7,62-мм пулемета. Вскоре вместо 37-мм пушки стали устанавливать более мощную 45-мм пушку образца 1932 г.

В 1938 г. цилиндрическая башня была заменена конической, в том же году начали устанавливать на танк телескопический прицел ТОС со стабилизацией линии прицеливания в вертикальной плоскости. Всего было выпущено более 11 тыс. танков этого типа. При непрерывном совершенствовании танков БТ и Т-26 советское танкостроение выпускало танки и собственной конструкции. В 1933 — 1934 гг. были созданы и запущены в серийное производство средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35. На их внешнем виде еще сказывалось влияние 16-тонных танков «Индепендент» фирмы Виккерс, но в принципе это были уже оригинальные машины с отечественным вооружением, двигателем и другими механизмами. Создание так называемых «малых» танков также началось с лицензионного производства английской танкетки фирмы «Карден-Ллойд» (советское обозначение Т-27). Затем был налажен выпуск плавающих танков Т-37, Т-38 и Т-40 с броней толщиной около 10 мм. Различие между Т-37 и Т-38 заключалось в основном в конструкции отдельных механизмов. Каждый из них был вооружен одним 7,62-мм пулеметом. Танк Т-40 имел более мощный двигатель и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет. Всего промышленностью было выпущено 2627 танков Т-37 и 1382 танка Т-38. Опыт боев в Испании, у озера Хасан и на реке Халхин-Гол показал, что общепринятое противопульное бронирование танков уже не отвечает требованиям времени. Таким образом, в 1937 г. на повестку дня встал вопрос создания танков с противоснарядным бронированием. Конструкции таких танков разрабатывались танковыми КБ Ленинградского Кировского завода и Харьковского паровозостроительного завода. После испытания опытных образцов танков с противоснарядным бронированием (А-20, А-32, СМК, Т-100 и КВ-1) в декабре 1939 г. на вооружение были приняты тяжелый танк КВ-1 и средний танк Т-34 (Т-34 не имел опытного образца). Эти танки явились качественно новой ступенью в развитии советской и мировой танковой техники. В них оптимально сочетались огневая мощь, бронирование и подвижность. Впервые на серийных танках устанавливались дизельные двигатели, обладавшие бесспорным преимуществом перед карбюраторными. Важным достоинством новых танков было то, что их конструкции отвечали требованиям крупносерийного производства и позволяли осуществлять ремонт в полевых условиях.

С весны 1940 г. танковая промышленность СССР начала перестраиваться на выпуск новых танков. Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 танков КВ-1 и 1225 танков Т-34. Всего на 22 июня 1941 г. в войсках имелось 23140 танков всех типов. К этому числу следует добавить примерно 4300 бронеавтомобилей, значительную долю среди которых составляли БА-6 и БА-10, по вооружению и бронированию не уступавшие легким танкам. Широкомасштабное производство бронетанковой техники позволяло руководств Красной Армии формировать соединения танковых войск, способные решать все задачи в рамках глубокой наступательной операции. На разных этапах строительства танковых войск это были механизированные бригады, механизированные корпуса или моторизованные дивизии. В июне 1940 г., исходя из опыта войны в Западной Европе, было решено восстановить расформированные в 1939 г. механизированные корпуса как средство решительного маневра. В состав мехкорпуса новой организации входили две танковые и одна моторизованная дивизии, мотоциклетный полк, отдельные батальоны — связи и инженерный, а также авиационная эскадрилья. По штату военного времени корпусу полагалось иметь 36 тыс. человек личного состава, 1031 танк, в том числе 546 новых танков КВ и Т-34, 358 орудий и минометов, 268 бронемашин. Всего формировалось 29 мехкорпусов и 2 отдельные танковые дивизии. Танковая дивизия состояла из двух танковых, мотострелкового и артиллерийского полков, а также подразделений обеспечения и обслуживания. Ее штатная численность составляла 11343 человека, на вооружении состояло 375 танков, 60 различных орудий и минометов, а также другая техника. Моторизованная дивизия в составе двух мотострелковых, одного танкового и артиллерийского полков и подразделений обеспечения и обслуживания должна была насчитывать 11650 человек, 275 танков и около 100 орудий и минометов. В ходе Великой Отечественной войны в связи с большими потерями бронетанковой техники в Красной Армии был осуществлен переход от крупных соединений к более мелким— бригадам, полкам и батальонам. Организация и вооружение танковой бригады в ходе войны неоднократно менялись, и лишь в ноябре 1943 г. были утверждены штаты, которые просуществовали до конца войны. Согласно им бригада состояла из трех батальонов танков Т-34, мотострелкового батальона и подразделений обеспечения и обслуживания. В бригаде числилось 1354 человека личного состава и 65 танков Т-34.

С весны 1942 г. начали создаваться танковые корпуса в составе трех танковых и мотострелковой бригад, разведывательного батальона, дивизионов зенитной и реактивной артиллерии и подразделений обеспечения. В сентябре 1942 г. начали формироваться механизированные корпуса, которые отличались от танковых наличием большего количества мотопехоты. В мае — августе 1942 г. создаются первые четыре танковые армии, в которые первоначально, кроме танковых корпусов, входили и стрелковые соединения. С весны 1943 г. в состав танковых армий входят только подвижные соединения— 2 танковых и 1 механизированный корпуса. В ходе войны бронетанковая техника непрерывно совершенствовалась. Огромное значение в повышении боевой эффективности танка Т-34 имела установка на нем в 1943 г. 85-мм пушки, разработанной под руководством В.Г. Грабина. Развитие тяжелых танков ознаменовалось созданием танков КВ-85, ИС-2 и ИС-3, равных которым не было ни в одной армии мира. Были созданы самоходно-артиллерийские установки, которых перед войной в Красной Армии фактически не было. Всего за годы Великой Отечественной войны советская танковая промышленность изготовила около 97 700 танков и самоходно-артиллерийских установок. В конце второй мировой войны в танковых войсках Красной Армии насчитывалось 6 танковых армий, 14 отдельных танковых и 7 механизированных корпусов. На их вооружении находилось более 35300 танков и самоходно-артиллерийских установок. Понесенные в ходе войны Красной Армией потери оцениваются в 63 229 танков и самоходно-артиллерийских установок.

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.

 

Яндекс.Метрика