4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

 

Праздник 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря православная церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы - один из двунадесятых православных праздников.

 

История праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. Согласно Преданию Церкви, имея три года от роду Дева Мария была приведена родителями – праведными Иоакимом и Анной в Иерусалимский храм, чтобы быть посвященной на служение Богу. Когда младенец Мария в сопровождении родственников была приведена ко храму, встретивший ее первосвященник по внушению Святого Духа и к изумлению всех присутствовавших, ввел ее во Святая святых – главное место храма, в которое не то что младенец женского пола, но и сам первосвященник мог войти только один раз в год. Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу. Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесения на небо. Сокровенна была и ее жизнь в Иерусалимском храме. Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В апостольском послании, которое читается на богослужении праздника Введения Пресвятой Богородицы, рассказывается об устройстве ветхозаветной богослужебной скинии, по образцу которой и был в последствии создан Иерусалимский храм. Храм – это как бы небольшая модель мира и одновременно человека. В данном случае, используя в день Введения Девы Марии во храм апостольское чтение о устройстве скинии, Церковь указывает на храм как прообраз Богоматери. Скиния состояла из внешнего помещения, которое называлось «святое», а внутри него находилось другое, меньшее помещение, которое называлось «Святая святых». Во внешнее помещение регулярно входили священники для совершения богослужений, а во Святая святых только один раз в год входил первосвященник с жертвенной кровью для очищения грехов народа. Также во Святая святых происходили богоявления. Поскольку Деве Марии предстояло Самой стать вместилищем Бога, Первосвященник и ввел Ее во Святая святых. Апостол Павел в своем послании перечисляет священные предметы, которые находились во Святая святых. В свою очередь Церковь в богослужении образ каждого из этих предметов употребляет в отношении Богоматери. Это золотая кадильница, в которой огонь и фимиам – образ Божества. Это Ковчег Завета, в котором находилась манна небесная, символизирующая Христа, процветший жезл Ааронов, символизирующий рождение от Девы не знавшей мужа и скрижали Завета – образ воплощенного Слова. Годовой богослужебный цикл – это образ всемирной истории, и тот день в который первосвященник входил во Святая святых с жертвенной кровью животных был прообразом пришествия в мир Сына Божия – истинного архиерея, принесшего себя в жертву во оставление грехов. О введении Пресвятой Девы во храм по достижении ею трехлетнего возраста упоминают, в частности, антиохийский епископ Еводий (I в.), блаженный Иероним (IV в.), святой Григорий Нисский (IV в.), Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские (VII в.). Время установления праздника в честь этого события с достоверной точностью неизвестно. На Востоке праздник получил повсеместное распространение уже в ХIII вв. В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон праздника («Отверзу уста моя») и ряд стихир, а в Х веке Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский, составил второй канон праздника («Песнь победную»). Эти стихиры и каноны поются Церковью и в настоящее время. День Введения во храм Пресвятой Девы Марии – это день явления миру избранной Богом, чистейшей из всех живших на земле, не имевшей и тени греховного помысла.

 

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.