21 ноября - День работника налоговых органов Российской Федерации

 

Праздник 21 ноября - День работника налоговых органов Российской Федерации

День работника налоговых органов Российской Федерации отмечается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.11.2000 года № 1868 «О Дне работника налоговых органов Российской Федерации». 21 ноября 1991 г. - Указом Президента Российской Федерации N 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). Указом Президента Российской Федерации N 1635 от 23 декабря 1998 г. Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

 

История налогов в России

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX века, в период объединения древнерусских племен и земель в связи с принятием в 988 году христианства - крещением Руси. Основной формой поборов в княжескую казну была Дань. После свержения татаро - монгольского ига налоговая система кардинально реформирована Иваном III (конец XV - начало XVI вв.): введены Прямые (подушный налог) и Косвенные Налоги (акцизы и пошлины), в это же время вводится первая налоговая декларация - Сошное Письмо. В царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676 г.) система налогообложения России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - Счетная Палата. Эпоха реформ Петра I (1672 - 1725) сыграла особую роль в становлении и развитии налогообложения . Именно в это время государство превращалось в светское общество, а поэтому церковное право отделилось от гражданского, которое ориентировалось на потребности международной торговли. Насаждались западные установки, которые заключались в непротиворичивости закону, в это время начинается бурное развитие промышленности. Развитию промышленности предшествовала реформа налоговой системы. Появились новые налоги, даже налог на бороды. Подушной налог составлял половину всех бюджетных доходов империи. Были введены: гербовый сбор, подушной сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с церковных верований и другие.

В период правления Екатерины II (1729 - 1797 ) совершенствуется управление государственными государственными органами: вводятся экспедиции государственных доходов, ревизий, Взимание Недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала. Характерно, что размер капитала записывался "по совести каждого ". Налоговая система России XVIII в. отличалась взиманием Косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны . Интересно это время тем, что в 1810 году Государственный совет России утверждает программу финансовых преобразований, разработанную М . М. Сперанским (1772 - 1839). Многие идеи организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни. Начало XIX в. - время развития финансовой науки. В 1818 году Н. И. Тургенев (1789 - 1871) издает труд "Опыт теории налогов" - основательное исследование государственного налогообложения. " Налоги, - писал Н. И. Тургенев, - суть средства к достижению цели общества или государства, т. е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государства " (Тургенев Н. Опыт теории налогов. 3 - е изд. - М., 1937) . Требование "уничтожить налоги" он приравнивал к "уничтожению самого общества". В своем исследовании Н. И. Тургенев предлагал пять Правил установления и взимания налогов: "Равномерное распределение налогов" - налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика. "Определенность налога" - неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика. "Собирание налогов в удобнейшее время" - уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее количественной величины, но и ее перераспределение по времени. "Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход" - следует взимать больше "с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала". "Дешевое собирание налогов" - стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов.

Прошло почти два века, а эти правила являются основополагающими в деле налогообложения наших дней. В царствование Николая II большое значение приобретают прямые налоги. В конце XIX века подушная подать заменяется на налог с городских строений, большое значение придавалось оброку - плате крестьян за пользование Землей (нынешний земельный налог). Появились новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, налог на автоматический экипаж, городской налог на прописку и т. д. Приведенные примеры с времен Древней Руси показывают, что со временем количество налогов и широта охвата слоев населения в целях налогообложения постоянно увеличивалась вопреки обывательскому мнению, что раньше свобода предпринимательской деятельности была несоизмерима с настоящим , население не содержало чиновничий народ за счет своих средств. Государственная налоговая служба (Госналогслужба, ГНС) была создана в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 г. № 76 "О Государственной налоговой службе СССР". Ее правовой статус был определен Законом СССР от 21 мая 1990 г. "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций".

21 марта 1991 г. был принят Закон РСФСР № 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР". Основополагающим документом для практической деятельности налоговой службы России стал Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 340 "О Государственной налоговой службе Российской Федерации". Данным Указом утверждены положение о Государственной налоговой службе РФ, гарантии правовой и социальной защиты ее работников, положение о классных чинах работников Государственной налоговой службы. Государственная налоговая служба Российской Федерации имеет инспекции по субъектам Федерации и по городам и районам, включая районы в городах. Она является единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства, осуществляет свои функции как в отношении федеральных налогов, так и региональных и местных налогов. Это вытекает из принципа единства государственной налоговой политики. Госналогслужба служит централизованной и независимой системой контроля за соблюдением налогового законодательства. Независимость понимается, в первую очередь, как независимость от местных органов власти. Последние не могут изменять или отменять решения налоговых органов, давать им оперативные руководящие указания. Главная задача Государственной налоговой службы Российской Федерации — контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.

При подготовки статьи испрользовалась информация с сайта женский сайт inmoment.ru.